Культурно-образовательный
и психолого-логопедический центр
"Кристаллик"

Звоните:
+7 902-873-06-61
+7 902-270-27-91
+7 343-376-44-87 Добролюбова, 9Б

Центр развития, творчества
и комплексной коррекции
«Кристаллик»

Камнерезная лавка
Магазин изделий из натурального камня
290-16-53
admin@klavka66.ru
Курс направлен на задействование всего мозга в образовательном процессе. Курс направлен на развитие системного мышления ребенка. Повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция реакций средствами сказкотерапии. Комплексное решение школьных проблем Сенсорное развитие для вашего малыша! Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья Открыта запись на новые курсы для детей и взрослых. Интеллект и память можно улучшать и развивать, вы это заметите, после посещения первых занятий предлагаемых курсов. Сертифицированный, обучающий курс «Песочная терапия c детьми и подростками». Нейропсихологическая диагностика и помощь для вашего ребенка.  Организация комплексной логопедической и коррекционной помощи детям, подросткам и взрослым.  Обеспечение эффективной помощи, необходимой в любой, самой сложной проблеме. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов.  Помогает выразить скрытые переживания, эмоции и освободиться от них.  Специальный курс нейрологопедической коррекции дисграфии и дизорфографии.  Обучение правилам шахматной игры.  Уникальный комплекс развивающих программ от 2 до 7 лет.
 Письменные приборы от Каменной лавкиУникальные письменные приборы украсят стол любого начальника! Украшения из камня от Каменной лавки Наши урашения из натурального камня образуют каждую женщину! Сувениры от каменной лавки Лучшие сувениры от уральских мастеров - специально для Вас! Подарки из селенита от Каменной лавки Солнечные поделки из селинита - прекрасное украшение для уютной комнаты. Настольные часы из камня от Каменной лавки Наши настольные, каменные часы всегда покажут точное время!

Трудности в обучении

В наш центр часто обращаются родители с одинаковым запросом: - ребенок не хочет учиться, ему трудно самостоятельно делать уроки, взаимоотношения перерастают в « боевые действия».
Давайте разберемся и совместными усилиями поможем нашим детям, поймем причины, которые препятствуют учебной деятельности.
За 25 лет работы со школьниками, у меня возникало множество вопросов, порой неразрешимых. Почему прекрасные методики дают сбой, или дают результат в конкретной деятельности? По образованию я учитель-логопед, дефектолог. Работая в центре 15 лет и используя новые технологии пришло осознание: вся сила в комплексном подходе!
Необходимо рассматривать проблему с точки зрения разных подходов, используя методы:

  • логопедии;
  • нейропсихологии;
  • нейролингвистики;
  • специальной психологии; 
  • психологии личности;

Исходя из дифференциальной диагностики были выявлены:

Первая причина трудностей в обучении - недостаточность регуляции уровня активности мозга

В процессе наблюдения за ребенком и при нейропсихологическом исследовании выявляется:

  • слабость нейродинамики, т.е. регуляции нормального соотношения возбудительных и тормозных процессов в работе мозга (появляются колебания работоспособности и повышенная истощаемость активности мозга);
  • трудности противостояния интерферирующим влияниям (когда одна информация накладывается на другую);
  • повышенная отвлекаемость, невнимательность;
  • трудности запоминания и воспроизведения информации, независимо от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной);
  • особенности эмоционального реагирования (повышенная тревожность или склонности к грусти, пессимизму, эмоциональной неуравновешенности с быстрым переходом от плача к смеху и наоборот, либо склонность «застревать» на какой-то эмоции);
  • двигательные нарушения (гипо- или гипертонус в мышцах; в графической деятельности тенденция к макро- или микрографии, неровность строки, изменение нажима; синкинезии – лишние движения языком, губами, плечами и т.д. при выполнении заданий; моторная гиперактивность).

В учебной деятельности – трудности неспецифического характера, обусловленные быстрой утомляемостью, истощаемостью умственной работоспособности в виде замедленного темпа работы или, наоборот, гиперактивности с двигательной и речевой расторможенностью, которые быстро нарастают при утомлении ребенка.

В медицинской карте - свидетельства нарушений в работе регуляторных систем организма – вегетативной нервной, иммунной, гормональной (нарушения сна, аппетита, проявления вегето-сосудистой дистонии, частые простудные заболевания, аллергии, нарушения обмена веществ и др.).

В анамнезе детей с такими проявлениями, как правило, обнаруживается факт перенесенной гипоксии головного мозга в пренатальном периоде или в процессе родов и как следствие – неврологические диагнозы (ПП ЦНС – перинатальное поражение ЦНС; РЦОН – резидуальная цереброорганическая недостаточность; СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ВСД – вегетососудистая дистония и др.).

Рекомендации для родителей:

  • обязательное соблюдение оптимального режима чередования нагрузок и отдыха, частая смена форм и способов работы, достаточное количество прогулок на свежем возрасте и проветриваний детского помещения, диета богатая витаминами и микроэлементами;
  • ежедневные обливания водой комфортной температуры, массаж и самомассаж .
  • по возможности системные, регулярные развивающие и оздоровительные мероприятия.
  • наблюдение ребенка неврологом, выполнение всех медицинских рекомендаций.

Рекомендации по организации учебного процесса:

  • режим нагрузок: смена деятельности (не менее трех видов за урок), избегать монотонности;
  • организация начала урока (некоторые ритуалы - например, двигательная игра «на внимание» в начале каждого урока);
  • физкультминутки (общая и пальчиковая гимнастика, обязательно с выходом из-за стола м выполнением движений стоя);
  • следить за позой и осанкой, обязательно корректировать;
  • повышение учебной мотивации (сюжетность, элементы игры, логическая последовательность урока, организация работы в микрогруппах, совместные обсуждения);
  • заинтересованность педагога (его эмоциональность, владение голосом и т.д.);
  • стимуляция активности ребенка (роль «помощника учителя»), похвала за активную работу;
  • утомляемому ребенку можно давать на уроке дополнительные поручения, позволяющие переключиться и отдохнуть (раздать листы бумаги, помыть доску, поточить карандаш и т.п.); 
  • при предъявлении карточек для самостоятельной работы, объем работы для легко утомляемых детей должен быть сокращен (распечатка более крупным шрифтом сделает незаметной для детей разницу в объеме задания).

Вторая причина трудностей в обучении - недостаточная сформированность процессов восприятия и переработки информации из внешнего мира

В процессе наблюдения за ребенком и при нейропсихологическом исследовании выявляется:

  • трудности восприятия: зрительного и зрительно-пространственного, слухового, тактильного (кожно-кинестетического);
  • нарушения ориентирования в схеме тела;
  • речевые трудности (вследствие несформированности фонематического слуха, из-за недостаточного развития образов-представлений или из-за слабости слухоречевой памяти);
  • пространственные трудности:
    а) несформированность представлений «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади», «около», «над», «под» и т.д. – в пространстве своего тела, в реальном окружающем пространстве, в пространстве стола, листа бумаги;
    б) в речи – трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные характеристики – конструкции с предлогами, сравнительные конструкции, падежные конструкции и т.д.;
    в) конструктивные трудности – сложности правильного расположения деталей, отдельных элементов при складывании паззлов, узоров из кубиков, деталей разрезанных картинок, фрагментов Лего-конструкторов и т.д.;
    г) трудности в счетных операциях (сложения и вычитания за пределами десятка, умножения, деления);
    д) трудности при письме (путают прописные буквы б и д, ь и р и т.д.).

В учебной деятельности :

  • признаки слабости кинестетической организации движений: отставание в развитии крупной и особенно мелкой моторики (завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка; отставание в развитии речевой моторики – смешение или нечеткое произнесение звуков; при письме – смешение букв, близких по написанию (т-п, б-д, т-к, т-н, ж-х, и-у) или обозначающих звуки, близкие по произношению;
  • признаки слабости переработки слуховой информации: в речи - замена звуков, близких по звучанию (слабость фонематического слуха); в словаре - трудности называния, поиски слов, вербальные замены, частое использование местоимений и обобщающих слов; снижение слухоречевой памяти – ребенок часто переспрашивает учителя, пропускает слова, куски фраз, целые фразы из диктанта, испытывает трудности пересказа, ошибки в математике из-за трудностей запоминания (устный счет и задачи);
  • признаки слабости переработки зрительной информации: трудности опознания изображений предметов (особенно если рисунок стилизован или перенасыщен); собственные рисунки очень обобщенные, при повторении рисунка – не закрепление, а утеря формы); при письме – трудности усвоения графического образа буквы или цифры (путают зрительно похожие п-к-н ц-ч, 1-7, 3-5); при чтении замедленность или угадывающее чтение из-за трудностей опознания букв;
  • признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации: трудности запоминания маршрута, дифференциации право-лево; в математике – зеркальное написание цифр, зеркальное чтение примеров (например, вместо 23-5=… читает 32-5=7), трудности усвоения разрядного строения числа, трудности решения примеров с переходом через десяток, ; трудности понимания условия задачи (увеличить на…, уменьшить в…раз и т.п.); при письме – трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, трудности удержания строки, колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова; устойчивая зеркальность при написании букв, замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, трудности овладения идеограммами, словарными словами («Клосная радота», «Масква», собственное имя); пропуск и замена гласных, в т.ч. ударных (были – бала); тенденция к фонетическому письму («шесе», «ручйи»), нарушение порядка букв с словах, слитное написание двух и более слов («шликдеревне»)

Рекомендации для родителей:

  • для развития зрительного восприятия – игры и задания из развивающих пособий (типа «найти всех спрятавшихся на картинке зверят», «дорисовать недостающие детали» и т.д.);
  • для развития зрительных образов-представлений – игра в «превращение» одинаковых абстрактных фигур в разные картинки с проговариванием в чем разница между ними;
  • для развития слухового восприятия и слухо-моторных координаций – игра в «барабанщиков» с отстукиванием сначала простых, потом усложняющихся ритмов и т.п.
  • для развития тактильного восприятия и мелкой моторики рук – игра «загадочный мешочек» с ощупыванием и распознаванием находящихся внутри него игрушек; «пальчиковая гимнастика», лепка из пластилина, поделки из природных материалов, нанизывание бусин, раскрашивание, штрихование и т.д. и т.п.
  • для развития пространственных представлений – а) сначала освоение телесного пространства (например, игра «Фотомодель» - перед зеркалом по инструкции надо принимать определенное положение – «руки над головой», «волосы заправить за ухо», «правую руку вперед, левую в сторону» и т.п.); б) потом освоение внешнего пространства – игры в прятки, «казаки-разбойники», поиски «клада» и т.п.; в) графическая деятельность в пространстве листа бумаги – графические диктанты и пространственные схемы; игры типа «перевернутые рисунки», «танки», «морской бой»; г) конструирование – собирание паззлов, фигурок из конструктора «Лего» и др.;
  • для развития зрительной и слухоречевой памяти – игры и задания из развивающих пособий;

Рекомендации по организации учебного процесса.
Для улучшения тактильного и слухового восприятия:

  • пальчиковая гимнастика (в начале и середине урока);
  • речь взрослого (хорошая дикция, не длинные фразы, адекватный по сложности словарь);
  • проверка понимания инструкций, данных со слуха;
  • отслеживать правильность удержания ручки при письме;
  • во время диктанта дети с низким слуховым вниманием и памятью пересаживаются за первую парту, чтобы они хорошо слышали и видели учителя.

Для улучшения переработки зрительной и зрительно-пространственной информации:

  • выбор четких, не перенасыщенных картинок;
  • изображения на доске не должны быть мелкими;
  • фиксация правой и левой сторон доски (буквами «П» и «Л»); браслет или ленточка на правой руке;
  • пространственная ориентировка и речевое опосредствование при освоении цифр, букв, математических знаков;
  • закрепление образа букв и цифр во всех сферах (в воздухе по образцу и по памяти, письмо пальцем на столе, обводка пальцем шершавой буквы, конструирование букв и цифр из элементов и т.д.;
  • проверка понимания рисунка – выделение существенных признаков объектов на рисунке, их называние;
  • выделять ярким карандашом поля и отмечать в тетради точку начала строки (если есть такие трудности);
  • при необходимости отрабатывать написание знаков в тетрадях в крупную клетку и широкую линейку;
  • при введении знаков «<», «>» детям с пространственными трудностями разрешать писать слова «больше», «меньше» вместе с обозначением символом (7 больше > 5).

Третья причина трудностей в обучении - недостаточная сформированность произвольной регуляции своей деятельности

При наблюдении за ребенком и в процессе нейропсихологической диагностики выявляется :

  • трудности произвольного удержания внимания на каком-то виде деятельности, появлении отвлекаемости, побочных ассоциаций, вплетения непредъявленных стимулов;
  • трудности самоконтроля и импульсивность (ребенок не дослушал инструкцию, не вник в суть задания, сделал первое пришедшее на ум действие, «глупые» ошибки);
  • недостаточные возможности делать волевые усилия и выполнять задания, если они не вызывают интереса;
  • «полевое» поведение, когда ребенок хватает со стола взрослого все, что привлекает его внимание, уходит из-за стола «посмотреть, кто там кричит за окном» и т.п.ь
  • недостаточная адекватности и критичность (называет взрослого на «ты», не замечает своих ошибок и не проявляет интереса к их исправлению, не понимает дисциплинарных требований и т.п.);
  • затруднения процессов целеполагания, планирования своей деятельности;
  • слабость рефлексии (не отдает отчета в своих действиях, не осознает возможных последствий);
  • трудности переключения: а) в двигательной сфере – страдает плавность, автоматизированность при переходе от одного движения к другому; б) в речевой моторике – трудности в сложных словах, при воспроизведении серий слогов и слов; в) в интеллектуальной деятельности – трудности переключения с одной программы на другую; 
  • речевые трудности в виде бедности речевой продукции, наличия аграмматизмов, снижения обобщающей функции речи.

В учебной деятельности:

  1. при выполнении всех заданий - трудности вхождения в задание (замедленное в сравнении с другими детьми включение в работу), трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания, трудности построения программы, ее упрощение - пропуски частей, повторение программы или ее частей – инертность, импульсивность, легкая отвлекаемость, трудности контроля за выполнением задания, трудности переключения на новое задание; в в математике – повторы при написании цифр, знаков действия, самих действий (5+2=7; 6-2=8), импульсивность в устном счете (15-7=2), стереотипное механическое решение задач, трудности решения задач с конфликтными условиями;
  2. при письме – пропуск элементов букв, целых букв, слогов, слов; повторы элементов букв, целых букв, слогов или слов (ледоходох, появлявляются), предвосхищение букв (знездо, холхозные, рябята), контаминация двух слов в одно (все еще – всеще), трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами). Обилие орфографических ошибок при знании правил;
  3. в устной и письменной речи – стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений, краткость при составлении текстов, необходимость вопросов для построения развернутых предложений и текстов, пропуск существенных смысловых кусков текста, отсутствие или стереотипия связующих элементов в тексте.

Рекомендации для родителей:

  • для развития произвольной регуляции деятельности: игры с правилами, которые требуется неукоснительно соблюдать; введение ритуалов как форм опосредованного управления деятельностью; обучение планированию разных видов занятий, составлению планов на день/неделю/месяц и т.д.; выявление сферы интересов, склонностей ребенка и обучение выстраиванию программы достижения своих целей - в форме игры и совместной с взрослым деятельности; стратегические игры; упражнения для развития произвольного управления вниманием, произвольного запоминания (различные мнемотехники) и т.д.;
  • игры и упражнения для развития мышления («обобщение», «классификация», «четвертый лишний», «аналогии», «ранжирование», решение увлекательных задач и др.)
  • для развития кинетической основы действий: упражнения с повторением движений в заданной последовательности с постепенным убыстрением темпа выполнения (типа «кулак-ладонь-ребро»), упражнения на развитие ловкости (с мячом, со скакалкой, бадминтон, теннис и т.п.); графические упражнения - рисование заданной последовательности элементов с постепенным усложнением.

Рекомендации по организации учебного процесса:

  • организация рабочего места ученика;
  • использование знака «Внимание» (какой-либо зрительный или звуковой сигнал, в индивидуальной работе это может быть тактильный сигнал, например, прикосновение к руке);
  • план урока (может быть «ритуалом начала каждого урока»);
  • поэтапность предъявления сложной или длинной инструкции, ее обязательный повтор взрослым и/или ребенком;
  • наглядность, на начальном этапе максимальная развернутость задания, совместное со взрослым его пошаговое выполнение с проговариванием каждого шага;
  • стимуляция начала деятельности (например, прикосновение, обращение к ребенку по имени или какой-то условный сигнал);
  • по необходимости, повтор или совместный разбор инструкции;
  • дополнительный контроль с отслеживанием промежуточного результата;
  • некоторых детей организует возможность шепотом проговаривать каждый свой шаг при выполнении задания, т.е. думать вслух.

Удачи вам и вашему ребенку! Анна Никифоровна. Консультации по т: 8(902)-270-27-91

Запись в нейропсихологической студии

Выберите тип занятий:  
Ваше имя:*  
Ваш телефон:*  
Коментарий (необязательно:)  
Число с картинки *  
Число с картинки
 
 
Заказать звонок

На главную

Подписка на новости

Подпишитесь на бесплатную рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, что-бы получать актуальные данные о о новых курсах, акциях и статьях!

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Copyright © Кристаллик 2013-2017 тел: +7 902-873-06-61, +7 902-270-27-91 e-mail: anna@kristall-deti.ru

Copyright © Камнерезная лавка 2014-2017
тел. 290-16-53
e-mail:
admin@klavka66.ru

Яндекс.Метрика