Очень часто мы сталкиваемся с проблемами в поведении детей. Для решения многих из них требуются консультации клинического детского и семейного психолога. Чрезмерная активность - одна из распространенных проблем детства – «гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания». В медицине эти симптомы выделяют в синдром гипердинамического расстройства детства (ГРД) [5]. «ГРД - это легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы». На сегодняшний день он диагностируется все чаще. Это становится проблемой современности. Синдромом ГРД занимаются разные специалисты (психиатры, неврологи, психотерапевты, клинические психологи, педагоги, дефектологи и т.д.), Дети с ГРД могут представлять собой значительную группу социального риска. Они чрезвычайно склонны к развитию асоциального поведения и аддиктивным расстройствам. Этот синдром является одним из самых частых расстройств обучаемости и поведения у детей. Заболевание отличается продолжительным течением и низкой терапевтической результативностью. Однако, тревожась за повышенную гиперактивность детей, родители чаще всего применяют наказание, так как полагают, что с таким ребенком надо быть жестче. На самом деле такому ребенку требуется поддержка, ведь он чаще устает сам от себя. Дети с синдромом ГРД не могут длительное время сидеть на месте, подчиняться инструкциям, молчать. Эти дети создают излишние проблемы в педагогической работе, в силу того, что очень раздражительны, подвижны,несдержанны и безответственны. Этим детям сложно сосредоточивать свое внимание, они легко отвлекаются, задают множество вопросов, но редко дожидаются ответов. Родителям нужно вовремя обратиться к психологу, чтобы получить психолого-педагогические знания по стилю общения, воспитания и взаимодействия с такими детьми. Этим детям необходим, прежде всего, режим дня. Учебная деятельность с такими детьми желательна в начале дня, а не вечером; распределять нагрузку на более непродолжительные, но более частые этапы, применять перерывы, давать отчетливые, конкретные и короткие инструкции. Однако необходимо учитывать тот факт, что слишком спокойные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке не меньше гиперактивных. В особенности если всегда ребенок был достаточно энергичный и внезапно закрылся в себе. Варианты формулировки диагноза: минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром школьной дезадаптации, гиперкинетическое расстройство поведения без гиперкинезов, легкая дисфункция мозга в детском возрасте, минимальная дисфункция мозга у детей, системные расстройства детского возраста, диспраксии - дисгнозии, гиперкинетический синдром, нарушение осанки, энурез [5]. Шифр по МКБ - 10 G 96.8. При диагностике ГРД выделяют основные симптомы: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

При синдроме дефицита внимания дети хотя и могут сидеть тихо, хорошо себя вести и даже выглядеть погруженными в работу, но они не уделяют ей должного внимания или не полностью понимают задания или указания. У таких детей может и не возникать проблем с гиперактивностью или импульсивностью. Они могут лучше ладить с другими детьми, чем те, у кого более импульсивный и гиперактивный тип ГРД. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа ГРД, поэтому очень часто их проблемы со «вниманием» упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами ГРД, у которых возникают более очевидные проблемы с учебной деятельностью.
При синдроме гиперактивности дети не могут играть в тихие, спокойные игры. У них наблюдается бесцельная двигательная активность. Они бегают, крутятся, пытаются куда-то влезть, часто находятся в постоянном движении, «как будто к ним прикрепили мотор». Эти дети не сидят спокойно, вскакивают, крутятся, ерзают, совершают лишние движения кистями и стопами. Они очень болтливы.
При синдроме импульсивности дети: на вопросы отвечают, не дослушав его; выкрикивают во время уроков; мешают другим детям, взрослым, пристают, влезают в игры, в разговоры. Они совершают опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищут острых ощущений или приключений, часто участвуют в драках из-за неумения проигрывать.

Когда в нашем психолого-логопедическом центре «Кристалл» проводится диагностика детей с ГРД, мы особое внимание уделяем жалобам, анамнезу, результатам клинических осмотров специалистов и инструментальным методам исследования. При этом опираемся на диагностическую триаду: отягощенный перинатальный период, поведенческие нарушения и неврологическая симптоматика при нормальном интеллекте ребенка.

В коррекции ГРД используют психотерапию, психологические тренинги, педагогическую, нейропсихологическую коррекцию, метод БОС, медикаментозную и другие виды терапии. Однако на сегодняшний день в лечении ГРД чаще всего применяется в основном медикаментозная терапия психостимуляторами, антидепрессантами, антиконвульсантами и ноотропами. Все же на данном этапе в нейрофармакологической коррекции имеется ряд существенных негативных свойств. После окончания приема препаратов симптомы ГРД появляются вновь, а продолжительное употребление лекарств приведет к сбою в нейро-медиаторных системах. На сегодняшний день остро стоит необходимость в применении немедикаментозной коррекции ГРД. Между тем в ближайшем будущем ведущее место в диагностике ГРД будет отведено методу компьютерной электроэнцефалографии (ЭЭГ). Метод ЭЭГ имеет высокую степень надежности и повсеместно используется в детском возрасте. Поэтому метод адаптивной саморегуляции является одним из наиболее эффективных методов. В научных источниках очень часто применяется термин адаптивное биоуправление или биологическая обратная связь (далее БОС). Методы БОС постоянно используются в практике врачей, в основном потому. что при сравнительно небольших затратах можно получить отличный лечебный результат, а наряду с этим данные немедикаментозные и неинвазивные методы в основном не имеют нежелательных побочных результатов. Суть метода БОС состоит в том, что индивид осознанно учится управлятьсобственным психофизическим здоровьем.

Биологическая Обратная Связь

«БОС - это современный высокоэффективный немедикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, клиент-пациент может изменять работу собственного организма в требуемом направлении» [6].
Как же осуществляется коррекция функций организма методом биологически обратной связи? В начале сеанса с помощью специальных датчиков оцениваются: температура тела, электрическое сопротивление кожи, напряжение мышц, частота дыхания, частота сердечных сокращений, длительность вдоха и выдоха, амплитуда звуковой волны. Далее сигнал падает в интерфейс, где происходит усиление и преобразование сигнала. Затем компьютер обрабатывает этот сигнал и выдает на экране монитора в наглядной и доступной форме. Далее происходит сам процесс тренинга, длительность и сложность которого определяется специалистом - врачом для каждого ребенка индивидуально, учитывая данные его исходного состояния и задачи, поставленные в начале тренинга.
В ходе работы с такими детьми нами был разработан тренинг психоэмоционального состояния самоконтроля и саморегуляции использованием метода БОС для детей с ГРД. Этапы тренинга: предварительный, основной и поддерживающий.

Во время проведения предварительного этапа:

Первый шаг - происходит предварительный сбор информации о ребенке. Специалист БОС заполняет формализованную анкету, исследует семейный анамнез, проводит опросники с родителями.
Второй шаг - это дифференциальное исследование: анализ медицинских документов, психофизиологическое тестирование и выявление противопоказаний к данному методу (айпи - активность).
Третий шаг - консультация психиатра: предварительная беседа с родителями, вводное собеседование с семьей и знакомство с ребенком, формирование стратегии комплексного лечения совместно с родителями ребенка.
Четвертый шаг - консультация психолога (психодиагностика). Диагностика когнитивного развития (оценка внимания и мышления). Диагностика интеллектуального развития и эмоциональных нарушений.

Второй основной этап

Второй основной этап - это проведение тренинга самоконтроля и саморегуляции для детей с ГРД. Следуя рекомендациям Джоэля Любара, мы дифференцированно подходим к проблеме лечения ГРД методом ЭЭГ-БОС. Выявив преобладание той или иной формы ГРД, мы приступаем к последовательному обучению наших клиентов навыкам саморегуляции и самоконтроля методом БОС, использование которых позволяет им избежать усугубления их психоэмоционального состояния на фоне стрессогенных факторов социального взаимодействия.
В связи с этим использование тренинга диафрагмально-релаксационного дыхания (ДАС-БОС-тренинг) представляется прекрасной возможностью ввести маленького пациента в мир Биологической Обратной Связи.

Третий этап тренинга

Третий этап тренинга - поддерживающий:
1 шаг - семейная терапия и тренинги родительских навыков (зрительный контакт, физический контакт, пристальное внимание); тренинги «Семейного дыхания»;
2 шаг - обучение приемам модификации поведения. Курс семейной терапии: 4-6 встреч 1 раз в неделю 1-2 часа каждая.
3 шаг - Курс ЭЭГ-БОС тренинга рекомендуется повторить (15-20 сеансов) через 4-6 мес. (всего рекомендуется проходить по 2 курса в год).
При анализе эффективности лечения в кабинете БОС получены следующие результаты. При работе с детьми с ГРД у 72 процентов пациентов выявлены улучшения. При этом наблюдаются рецидивы проявления синдрома ГРД у 78 процентов без использования методики БОС и только у 16 процентов с использованием метода БОС.
Ребенок с синдромом ГРД должен как можно больше двигаться! Движение есть форма существования живой материи, поэтому в нашем центе используем БОС вместе с нейрокоррекционными упражнениями, телесно- ориентированной терапией, арт-терапией и семейной психотерапией.
Сначала проводится нейродиагностика. Нейродиагностика – это исследование у клиента различных психических процессов с дальнейшим нейропсихологическим анализом. Анализ опирается на представление о системной динамической локализации высших психических функций. Анализ заключается в изучении нейро-психологических синдромов – закономерных сочетаний нарушений психических функций при поражении различных зон головного мозга. После проведения неродиагностики проводится нейрокоррекция.

Нейрокоррекция

Нейрокоррекция — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей от 3 до 12 лет. Компоненты нейродиагностики представляют собой: двигательную коррекцию, которая служит для стимуляции тех зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений ребенка. Когнитивная (познавательная) коррекция направлена на развитие познавательных навыков ребенка и преодоление его учебных трудностей. Нейрокоррекционные занятия опираются на следующие принципы:

  1. «Принцип учёта двустороннего взаимодействия между формированием психики и морфогенезом мозга». Это означает, что для возникновения психической функции нужен определенная степень зрелости нервной системы и структур мозга. При этом активное функционирование и коррекция оказывают огромное влияние на созревание нервной системы и структур мозга.
  2. «Принцип системности».Нейрокоррекция сконцентрирована гармонизации психического функционирования и личности ребёнка в целом, а не преодоление одного дефекта.
  3. «Принцип опоры на сохранные формы деятельности». Нейропсихологический подход в коррекции подразумевает развитие незрелых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
  4. «Принцип опоры на индивидуально-личностные свойства ребёнка» При составлении нейрокоррекционной программы учитывают эмоциональные и личностные особенности ребёнка, его семейные условия и иные факторы, воздействующие на формирование высших психических функций.
  5. «Принцип вовлечения». Прежде всего, нейропсихолог обязан создать необходимую мотивацию и организовать условия эмоционального введения ребёнка в процесс коррекции (7).

При проведении программы надо учитывать следующие требования:
Во время занятий необходимо постоянное переключение с одного вида деятельности на другой, причем предпочтительней чередовать спокойные и активные формы деятельности.
Во время занятий ведущие активно участвуют во всех упражнениях, выступая образцом для подражания.
На занятиях используются разные способы подкрепления желаемого поведения (похвалы, наклейки – медали и др.)
Необходима система домашних заданий, которые регулярно выполняются ребенком совместно с родителями на протяжении всего курса занятий.

Программа состоит из следующих блоков:

  1. «Дыхательные упражнения» делают медленное, глубокое дыхание простым, непринуждённым, регулируемым бессознательно процессом. При правильном выполнении оно способствует концентрации внимания и успокаивает. При регулярном выполнении дыхательных упражнений улучшается кровообращение, так как усиливается газообмен и происходит увеличение объема легких. Под воздействием диафрагмы осуществляется насыщенный массаж внутренних органов, это приводит к улучшению самочувствия и общему оздоровлению организма. Дыхательные упражнения, кроме этого, совершенствуют ритмирование всего организма, формируют произвольность и самоконтроль. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно необходимо использовать образное представление, подключая визуальную и сенсорную системы, Таким образом, дыхательные упражнения воздействуют на все три функциональных блока мозга.
  2. «Стимулирующие упражнения» повышают энергетический потенциал. Сюда входят различные варианты самомассажа (самомассаж головы, ушных раковин, рук, стоп), а также упражнения на развитие мелкой моторики. Все эти упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о себе, собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
  3. Сенсомоторные упражнения. Включают в себя упражнения на развитие тактильных, кинестетических и соматогностических процессов, упражнения на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, растяжки, ползание. Растяжки - система особых упражнений на растягивание, в основе которых естественное движение. Выполняя эти упражнения в мышцах должно ощущаться мягкое растяжение. Эти упражнения способствуют устранению мышечных зажимов, дистоний и патологических мышечных установок; повышению уровня психической активности и оптимизации мышечного тонуса, а также развивает чувствование своего тела. Ползание развивает межполушарное взаимодействие, мышечный тонус, закрепляет пространственные представления и вырабатывает координацию движений, Дети ползают на животе разными способами: при поддержки рук и ног, только лишь рук или только ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями); на спине; на четвереньках - вперед, назад, вправо, влево, по кругу и т.д.
  4. «Упражнения на развитие пространственных представлений» особенно важны, так как часто в основе симптомов дис - дис (дисграфии, дискалькулии) лежит дефицитарность именно пространственного фактора. Развитие пространственных представлений объединяет использование разнообразных систем ориентации в пространстве. Основной и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела. Главный шаг в нейрокоррекционной программе - маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. Эти маркеры должны быть постоянно. Выработка направлений в пространстве относительно собственного тела служит следующей стадией формирования пространственных представлений. После формирования навыка ориентации в пространстве относительно себя необходимо приступать к ориентации других предметов относительно друг друга и себя относительно других предметов.
  5. Рисование. Используются разные виды рисования: рисование одновременно двумя руками фломастерами и рисование одной – ведущей рукой - красками. Рисование двумя руками ориентировано, в первую очередь, на развитие межполушарного взаимодействия. Рисование красками, с одной стороны, развивает зрительный гнозис, пространственные представления, с другой, – требует максимального включения функции регуляции. Рисование всегда начинается с наиболее простых элементов, которые с каждым разом все усложняются и дополняются.
  6. Упражнения на развитие фактора регуляции направлены на развитие произвольности и самоконтроля, а также на развитие способности к длительной концентрации внимания. Это упражнения, которые осуществляются по словесной инструкции и требуют соблюдения ребенком ряда правил. Эти упражнения в основе своей имеют следующий принцип: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Как правило, в этих играх поддерживается определенный эмоциональный настрой, создаются условия соревнования.
  7. Коммуникативные упражнения. Безусловно, сама форма организации занятий (групповая) способствует взаимодействию детей друг с другом. В ходе этого взаимодействия возникают различные ситуации, требующие разрешения, и появляется возможность найти вместе с детьми адекватные способы решения коммуникативных трудностей, выработать эффективные модели общения. Также включаются ритуалы приветствия, прощания и специальные игры на взаимодействие, как правило, дополнительно нейропсихологически «нагруженные».
  8. Релаксационные упражнения. Релаксация обычно используется в конце занятия с целью интеграции полученного опыта. Релаксация проводится с приглушенным светом под успокаивающую музыку. Релаксационные упражнения позволяют ребенку, с одной стороны, почувствовать его собственный тонус, с другой стороны, влияют на развитие навыков саморегуляции(6).

На занятиях особое место отводится использованию методов телесно- ориентированной терапии, направленных на формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятию мышечного напряжения, улучшения психического самочувствия и развитию невербальных компонентов общения.
Кроме того, используются методы арт-терапии: изотерапия (нетрадиционные технологии рисования), пескотерапия (метод «sandplay - песочная игра»), оригами - техники творческого конструирования из бумаги, методы сказкотерапии, терапевтические игры, способствующие гармонизации личности с помощью развития способности самопознания и самовыражения в процессе творческой деятельности. Эти методы направлены на развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, снижение уровня тревожности, повышение уровня самооценки, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей.

Особое место в сопровождении таких детей мы уделяем работе с семьей, используя методы диагностики и коррекции детско–родительских отношений, семейной психотерапии и индивидуального консультирования родителей.
Описанная выше программа разделена на два курса.
Каждый курс программы включает в себя 24 занятия. Продолжительность каждого занятия от полутора до двух часов, занятия проводятся в микрогруппе (два-три ребенка) или индивидуально по три занятия два-три раза в неделю на протяжении трех месяцев. Программа составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. Неизменной остается только структура занятий. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют задания. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.
После прохождения первого курса нейропсихологической, терапевтической и БОС коррекции проводится динамическое обследование ребенка. Затем решается вопрос о необходимости проведения второго курса занятий.

Список использованной литературы:

  1. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 274 с. — (Серия : Авторский учебник).
  2. Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009 Т. 40 № 3 С. 32- 53
  3. Базанова О. М., Балиоз Н. В., Муравлева К. Б., Cкорая М. В. Влияние тренинга произвольного увеличения альфа-мощности ЭЭГ на вариабельность сердечного ритма // Физиология человека. 2013 Т. 39, № 1 С. 103-116.
  4. Гилева О. Б. Способность к саморегуляции в игровом биоуправлении и успешность учащихся 11-13 лет // Бюллетень сибирской медицины. 2013 Т. 12, № 2 С. 141-146.
  5. Львова О.А. Материалы курса «Неврология» 2018 г.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте .-М.: Академия, 2002 - 232 с.
  7. Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007 Сметанкин А.А. Здоровье на 5+. Книга для всех. СПб. – ЗАО «Биосвязь», 2007
  8. Биосвязь: http://www.biosvyaz.com.

© И.Е.Авдонина, 2019