Программа развития эмоционально-личностной сферы детей "Гармония"
Дошкольный возраст предполагает не только овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становление базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в отношениях с другими людьми.
Маленькие дети находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Очень важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Программа «Гармония» поможет ребенку находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологической защиты, создать приемлемые условия для полноценного его развития, сохранения его психологического здоровья, пробуждения скрытых резервов, духовного роста, успешной самоактуализации.
Цели программы
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста.
.Задачи программы
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у ребенка навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким людям, воспитывать интерес к истории своей семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Занятия проводятся фронтально два раза в неделю, их продолжительность составляет от 30 до 40 минут (в зависимости от возраста детей).
Содержание программы
Программа развития эмоционально – личностной сферы детей состоит из трех разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые), окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Постепенно ребенок подходит к самому сложному – пониманию своего места в семье, в социуме и своих взаимоотношений с близкими и другими людьми.
Блок 1. «Я И ДРУГИЕ»
Задачи:
- снизить эмоциональное напряжение;
- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое;
- воспитать уверенность в себе.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к самому себе, своим желаниям и переживаниям; на формирование способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения, понимание индивидуальных особенностей других людей; на осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на развитие интереса к истории своей семьи – вот неполный перечень решаемых этим блоком задач.
Блок 2. «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»
Задачи:
- помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность;
- снизить эмоциональное напряжение;
- учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
- тренировать психомоторные функции;
- обучить приемам ауторелаксации.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. У ребенка формируется понимание того, что, кроме вербального общения, существуют и другие средства общения. Дети знакомятся с эмоциями человека, учатся опознавать свои эмоции, эмоциональные реакции окружающих, у них развивается умение адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3. «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ»
Задачи:
- учить принимать верные решения самостоятельно;
- корректировать поведение с помощью ролевых игр, дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком;
- формировать адекватные формы поведения;
- регулировать поведение в коллективе;
- учить навыкам саморасслабления.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности, чувства общности; на формирование внимательного отношения друг к другу, социального доверия; формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания.
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Консультацию и запись на программу проводит доцент, кандидат наук, практикующий семейный психолог - консультант, клинический психолог, нейропсихолог, тренер, сертифицированный специалист в области арт-терапии и проведения шахматных программ:
Авдонина Ирина Евгеньевна.
Запись по тел:
8(902)-873-06-61
